Поиск и доставка оригинальных тележек для АМ-1

В конце апреля 2016 года ходовые тележки АМ-1 доставлены в Музей индустриальной культуры. О том, как это было мы Вам сейчас расскажем!

   

Как верно говорится в пословице, “на ловца и зверь бежит”! В прошлом году мы безрезультатно пытались найти оригинальные тележки от автомотрисы АМ-1. Решив, что оных в дикой природе не сохранилось (известны были только несколько штук, находящихся в заповедниках, то есть в музеях), мы договорились о приобретении телег от ЭСУ-2 на одном из предприятий Кировской области. Они были выбраны как наиболее подходящие по внешнему виду и функциональности. Однако бюрократические проволочки, связанные с возможной продажей затянули процесс до весны. Но во всем есть свои плюсы!

Со времени запуска нашего проекта, мы получаем не только финансовую помощь. Есть люди, проделывающие немалую работу по изучению сохранившейся узкоколейной техники на просторах бывшего Советского Союза и делящиеся с нами полезной информацией. Одним из таких людей является наш друг Ярослав Игоревич, который помогает проекту с первого дня. С его помощью был найден наиболее подходящий корпус автомотрисы, который впоследствии был доставлен к месту восстановления. Вот и сейчас Ярослав разведал информацию, о том, что возможно оригинальные тележки от АМ-1 сохранились на одном из торфопредприятий Беларуси.

С этого момента наш проект стал международным, а помощь нам стали оказывать любители и исследователи узкоколейных железных дорог из других стран. Большую помощь в переговорах с предприятием нам оказывал Артем Слизкий, исследователь УЖД из Минска. Мы написали письмо с просьбой уточнить, сохранились ли тележки и в каком они сейчас состоянии. К нашей радости в дирекции предприятия с пониманием отнеслись к нашей просьбе и тележки обнаружились под одной из платформ. Состояние тележек было среднее, присутствовал износ колесных пар и отсутствовали редукторы (устройства, передающие крутящий момент с вала двигателя на зубчатое колесо колесной пары). По всей видимости, редукторы тележек АМ-1 были унифицированы с редуктором тележек самоходной электростанции ЭСУ, а потому найти их представляется не столь сложной задачей.

Была достигнута договоренность об обмене тележек от АМ-1 на тележки от торфовозного вагона. Встал вопрос, где брать тележки на обмен. После продолжительного поиска мы остановились в своем выборе на Мезиновском торфопредпритии во Владимирской области, где мы и приобрели две торфовозные тележки. С этим предприятием нас связывают дружеские отношения и многолетнее сотрудничество по проведению экскурсий. Мы с удовольствием благодарим сотрудников Мезиновского торфопредприятия и лично директора Виктора Николаевича за помощь, оперативность и отлично организованную погрузку.

Не менее продолжительным стал поиск автомобиля, готового выполнить перевозку на столь немалое расстояние – в одну сторону более тысячи километров. Цены на перевозку в московском регионе кусаются, а наш бюджет был крайне ограничен. В итоге благодаря нашему другу Сергею Шорохову, была найдена машина Газель в тверской области, водитель которой, Анатолий Георгиевич, проявил на наш взгляд настоящий профессионализм и, не побоюсь этого слова, самоотверженность, выполнив два рейса в Беларусь по доставке тележек. За один рейс осуществить перевозку не позволяла малая грузоподъемность автомобиля. Каждый рейс представлял собой поездку длительностью почти в сутки, с перерывами на еду и короткий сон на обочине или на заправочной станции. Нелегко было выдержать такую поездку даже в качестве сопровождающего, сидя на пассажирском сидении, что уж говорить о водителе!

Дорогу осилит идущий, а в нашем случае едущий! Первая тележка прибыла на территорию Музея индустриальной культуры ранним утром 22 апреля, а вторая не менее ранним утром 27 апреля! Мы выражаем благодарность Олегу Воробьёву, работающему на кране-манипуляторе, который помог нам с разгрузкой в музее и лично Льву Наумовичу, директору МИК, который, не смотря на ранний час, лично участвовал в разгрузке.

То, что нам удалось отыскать именно оригинальные тележки от АМ-1 можно считать настоящей удачей! Мы благодарим всех, кто помогал нам в этой нелегкой, но без сомнения важной и интересной части нашего проекта! Спасибо Вам!

Ну а теперь слайды!

Погрузка торфовозных тележек на Мезиновском торфопредприятии

   

   

Погрузка в Беларуси

   

   

Разгрузка в Музее индустриальной культуры г. Москва

   

    Текст и фото: Гончаров Александр